У КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ ЦЕЛЬ В ЖИЗНИ, СО ВРЕМЕНЕМ ЦЕЛЬ СТАНОВИТСЯ СМЫСЛОМ ЖИЗНИ.
Для меня смысл жизни - нести радость тем, кто рядом со мной, учить и учиться вместе с ними, потому что, пока мы чувствуем, развиваемся и движемся, мы живем!
Жизнь-это движение!
А движение подчиняется законам ФИЗИКИ!
Описание методической системы
учителя физики
высшей категории
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 129 г.о. Самары
Абрамовой Маргарита Валентиновны
Я, Абрамова Маргарита Валентиновна, работаю учителем физики в МБОУ СОШ № 129 с 1999 года в классах с углубленным изучением физики и в общеобразовательных классах. Необходимость разработки своей системы работы связана с произошедшими изменениями за последнее время, как в обществе, так и в образовании. Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Сегодня система образования столкнулась с проблемой- начиная с конца 60-х годов количество трудностей в обучении школьников неуклонно растет. По данным различных исследований затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают от 15 до 40% учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы.
Что же мы понимаем под школьными трудностями? Под школьными трудностями имеется в виду весь комплекс школьных проблем, которые могут возникать у ребенка в связи с началом систематического обучения в школе. Они, как правило, приводят к выраженному функциональному напряжению, ухудшению здоровья, нарушению социально-психологической адаптации, а также к снижению успеваемости обучения. Каждый педагог в своей практике сталкивается с проблемой снижения учебной мотивации к предмету у некоторых учеников. Это закономерно - человеку не может нравиться все и сразу. Однако, необходимость решения этой проблемы, ни у кого не вызывает сомнения, ведь учебная мотивация является решающим фактором эффективности учебного процесса.
Из выше сказанного следует ведущая педагогическая идея – создать комфортную образовательную среду для повышения мотивации учащихся, испытывающих трудности, при изучении физики.
Для эффективной реализации ведущей педагогической идеи вся моя деятельность ведется с целью создания педагогически обусловленной адаптационной среды через:
- неразрывное единство обучения и воспитания, в результате которого выпускник способен к принятию ответственных компетентных решений, творчески и системно осуществлять свою деятельность;
- взаимосвязь основного и дополнительного предметного (физического) образования, в результате которой выпускник получает прочные знания по предмету и становится ориентированным на дальнейшее образование и самообразование;
- интеграцию содержания физического образования с другими областями знаний, в результате которой учащийся способен применять взаимосвязанные комплексы знаний;
- обеспечение каждого учащегося доступным, отвечающим его запросам, качественным образованием на основе эффективных личностно-ориентированных педагогических технологий;
- перевод учащегося в режим саморазвития;
- развитие у учащихся необходимых ключевых компетенций для успешной деятельности.
Центральное место в моей системе занимает УЧЕНИК, его способности, индивидуальность, духовный мир. Каждому от природы даны способности и склонности, и моя основная задача - развивать их, формировать личность со всеми присущими ей качествами и особенностями.
Учебный материал по физике - это не только источник знаний, он в равной мере является базой для развития личности. Усвоение этого материала не самоцель обучения, знание должно, прежде всего, эффективно работать на задачу формирования личности учащегося. Поэтому в ходе работы над решением поставленных задач у меня сформировалась определенная система работы, которая предусматривает тесное сотрудничество учителя-предметника и ученика, классного руководителя и родителя. Моя система базируется на двух основных направлениях - учебная работа и внеурочная деятельность по предмету, которые взаимосвязаны между собой. Так как интерес к внеурочной деятельности возникает только тогда, когда интересно на уроке, только в этом случае, возникает желание продолжить работу дальше.
В своей практике я использую современные инновационные методы, технологии, приемы, направленные на формирование интереса учащихся к изучаемому предмету.
На уроках организую процесс обучения через постановку и решение учебной проблемы и на основе принципа научного познания (принцип цикличности), который можно представить в виде последовательности циклов, каждый из которых включает следующие звенья:
факты - проблема - гипотеза - модель - следствия - эксперимент.
На первом этапе происходит накопление фактов, выявленных при опытном исследовании какой-то группы явлений, для этого лучшими методами являются рассказ учителя и демонстрационные опыты. Учащиеся понимают, что абстрактная модель-гипотеза строится на основе обобщения множества фактов. Вместе с тем необходимо, чтобы ряд явлений они наблюдали непосредственно. Выдвижение гипотезы занимает центральное место в понимании явлений, в их познании, в открытии (изобретении) нового. Далее происходит процесс моделирования объекта или явления для наиболее наглядного представления о структуре объекта или явления и выяснении взаимосвязей между его структурными элементами. Следующим этапом является теоретическое развитие модели - выдвижение следствий. На этом этапе реализуется получение и обсуждение всевозможных, конкретных выводов и следствий из модели - абстрактной формулы, закона, принципа. Завершающая фаза - эксперимент - служит, прежде всего, для объективной проверки теоретических выводов, сделанных на основе модели.
Обучение школьников с опорой на методологию познания, выраженную в построении и решении познавательных проблем согласно принципу цикличности, применяю на уроках: изучения нового материала, уроках решения открытых и закрытых задач, на лабораторных, проектных работах, а также в подборе заданий с методологическим содержанием.
Для формирования научного типа мышления учащихся также использую технологию «Создание образа явления» (задания на установление связей). Учащимся предлагается тип заданий, для выполнения которых нужно выстроить цепочку из фактов и размышлений. Для этого использую «карты ума» и кластеры. Процесс создания «образа» - дело творческое, развивающее логическое мышление. Задачей ученика является выявление и обоснование связей, выстраивание цепочки рассуждений, каждое звено которой связано с предыдущим. Предлагаю учащимся алгоритм действий:
- Назвать факт или явление, о котором говорится в задании.
- Определить, что в окружающей природе и жизни человека зависит от этого факта.
- Выяснить взаимосвязи:
а) что будет, если данный факт, величина станет больше, меньше;
б) указать, в какую сторону произойдет изменение;
4. Сформулировать общий вывод, обобщив полученные сведения.
Очевидно, что подобных заданий в процессе обучения физике можно придумать много. Они развивают умение логически мыслить, приучают действовать по шагам так, чтобы каждое продвижение опиралось на предыдущее, нацеливают на поиск и установление связей между физическими фактами, величинами, процессами в окружающем мире, учат вскрывать причинно-следственные отношения.
В учебной работе учитываю изобретательность ученика, предоставляю ему возможность самостоятельного выбора формы работы на уроке (индивидуальная, групповая, фронтальная), тип ответа (у доски, с места, письменно, устно, в виде развернутого рассказа или краткого резюме). Регулярно использую коллективную (групповую) учебную работу, т.к. в такой деятельности одни учащиеся берут на себя роль «генератора идей», другие охотно эту идею обосновывают, исполняя роль референта, третьи с удовольствием участвуют в практической реализации замысла: выполняют сборку установки, делают расчеты, рисуют схемы, опыты, чертежи.
В процессе учебной и внеурочной работы стремлюсь создавать ситуации, вызывающие появление у учеников положительных познавательных мотивов. Развиваю интерес учащихся через увлекающее содержание материала, путем последовательного раскрытия разных практических применений какого-то явления или закономерности в технике, медицине, быту, использую занимательные факты из наблюдений, производственной практики, парадоксального эксперимента, дающего неожиданный эффект. Для формирования мотивов саморазвития, показываю значимость материала, который предстоит изучать, создаю условия для получения практических умений, необходимых для выбора профессии. Для стимулирования мотивов достижения успеха, указываю на высоты, которых необходимо добиться, ориентирую на победы в учебных соревнованиях, конференциях, на завоевание призовых мест в олимпиадах и конкурсах. Формируя коммуникативные мотивы, связанные с общением, творчеством, сотрудничеством, взаимодействием, организую групповое исследование с обсуждением в группе полученных результатов, групповую разработку проектов.
Творческая, экспериментальная работа на уроке побуждает учащихся к исследованиям, к проектной деятельности. Учебные проекты позволяют проследить связи между различными учебными дисциплинами в контексте проблем реального мира, вовлекать учащихся в активный процесс обучения. Метод проектов — это метод личностно-ориентированного обучения. Он позволяет учащемуся участвовать в разработке содержания обучения, развивая умения и навыки через комплекс заданий, способствующих актуализации исследовательской деятельности учащихся и способам представления изученного материала.
Предоставляю возможность учащимся работать над проектами как индивидуально, так и в группе. Работа над проектом не является обязательной для каждого учащегося, она организована, когда возникает интерес к глубокому изучению вопроса, к экспериментальной деятельности. Работа над проектом в физике интересна тем, что можно проверить свои исследования экспериментом. Учащиеся учатся выступать перед аудиторией, что повышает их собственную самооценку. Привлекаю учащихся к работе в научных лабораториях СамГТУ и СамГУ, что позволяет более глубоко раскрыть тему проекта и как результат, успешно защитить проект на конференциях районного, городского и областного уровней.
Для решения творческих и изобретательных открытых задач, активно использую технологию ТРИЗ, таксономию БЛУМА, которые развивают и формируют креативное мышление, позволяют физические процессы переносить на изменения, происходящие в обществе и среде обитания, адаптироваться ко всему новому, неизведанному. Использование открытых задач позволяет погрузить ученика в сферу самообразования и саморазвития. Чтобы решить такую задачу, необходимо получить дополнительные знания, а, следовательно, самостоятельно изучить научную литературу. Открытая задача имеет «открытое» условие, то есть в нем есть неопределенности — как в любой реальной жизненной ситуации. Открытая задача имеет несколько путей решения и, обычно, не единственно возможный контрольный ответ. Обсудить такого рода задачи я предлагаю учащимся на Internet-площадке Linoit.com . Она создана для организации совместной урочной и внеурочной работы (создана группа fizika01). Здесь можно получить необходимую консультацию не только от учителя, но и от ученика, произвести разбор и совместную проверку, как домашнего задания, так и проекта, контрольной работы.
С целью повышения мотивации при обучении физики и создания условий для творческой деятельности учащихся, использую такую форму взаимодействия учителя и ученика, как занятия экспериментальной физикой в домашних условиях. Школьники сами, используя простое оборудование, конструируют самодельные приборы для проведения экспериментов из подручных материалов. Для каждого эксперимента указывается цель, список необходимых материалов, ожидаемые результаты и научное объяснение употребляемых терминов. Формулировка цели каждого эксперимента дает учащимся ключ к применению физического понятия, о котором пойдет речь в эксперименте. Необходимые материалы во всех экспериментах легко доступны. Большинство из них можно найти дома. Конечно, творческая деятельность учащихся невозможна без одобрения учителя, поддержки учащегося. На всех этапах своей педагогической деятельности я применяю систему педагогических стимулов:
- одобрение,
- перспектива,
- педагогическая поддержка,
- авансированное доверие,
- игровые ситуации,
- ситуации примера,
- ситуации успеха,
- ситуации проб,
- ситуации свободного выбора,
- соревнования,
- ситуации творчества,
- ситуации поиска, которые способствуют повышению познавательных интересов учащихся.
Так же в своей работе, на разных этапах обучения, использую кластеры и ментальные карты, например- mindomo. Это удобная и эффективная техника визуального мышления, позволяющая фиксировать и анализировать информацию, полученную от ученика, формировать обратную связь между учителем и учеником, а так же вырабатывать пути решения возникших противоречий и трудностей в процессе обучения.
На уроках и во внеурочной деятельности я широко использую учебные ЭОР:
- электронные учебники
- электронные библиотеки
- виртуальные лаборатории
- онлайн-тестирование
- программы для изучения различных видов движения (Вычислитель)
- презентации
- интерактивную доску
- видео материала
- Интерактивные модели процессов и явлений («Живая физика»)
- Интернет урок. ру
Основная задача новой школы – перевести учащегося в режим саморазвития. С этой целью, я в этом году попыталась внедрить в процесс обучения формирующее оценивание. Каким оно должно быть? Хочется более подробно остановиться на этом вопросе. Бесспорно, оно должно ориентироваться на саморазвитие учащегося.
Формирующее оценивание – это все действия учителей или учеников, которые обеспечивают информацию, которая используется для обратной связи и изменения процесса преподавания и обучения.
Для себя я выделила следующие ключевые позиции:
- информация (данные) того, что происходит в классе.
- обратная связь.
- для изменения процесса.
А изменение - это всегда действие! Это очень важно. Ведь если есть обратная связь между учителем и ученикам, а учитель ничего не меняет в своем преподавании, методике, организации процесса обучения, анализируя эту связь. Или ученик получил обратную связь от учителя, но с его стороны не произошли никакие изменения, не совершены действия, то никакого формирующего оценивания произойти не может.
Педагоги, предполагающие, что ученики выучили то, что они пытались им преподать, проведя контрольные работы и тесты, часто испытывают разочарование, убедившись в том, что это совсем не так. Увы, дети не обучаются в таком объёме и так хорошо, как того ждут от них учителя. Есть огромный разрыв, часто буквально пропасть, между тем, что преподавалось и тем, чему обучились школьники.
Когда педагоги, в конце концов, это замечают, решать проблему бывает уже поздно. Поэтому формирующее оценивание необходимо для того, чтобы диагносцировать, как идёт процесс обучения на начальной и промежуточной, а не только конечной стадии и - если данные окажутся неудовлетворительными – на основе полученной информации внести в него необходимые изменения по совершенствованию качества учебной деятельности (учения). Именно это стоит за определением формирующего оценивания как оценивания для обучения.
Понимая, что (по ФГОС) формирующее оценивание становится важным ресурсом развития, изменения, я не безрезультатно внедряю его в учебный процесс.
Что конкретно она мне дает?
- Это оценивание фокусирует моё внимание, как учителя, и ученика в большей степени на отслеживании и улучшении учения, а не преподавания. Оно даёт мне и моим ученикам информацию, на основании которой они принимают решения, как улучшать и развивать учение.
- Это оценивание дает учителю академическую свободу, позволяет проявить высокий профессионализм, поскольку именно учитель решает, что оценивать, каким образом, как реагировать на информацию, полученную в результате оценивания. При этом учитель не обязан обсуждать результаты оценивания с кем-либо помимо собственного класса.
- Это оценивание требует активного участия учащихся. Благодаря соучастию в оценивании ученики глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. Кроме того, растёт их учебная мотивация, поскольку дети видят заинтересованность преподавателя, стремящегося помочь им стать успешными в учёбе.
- Моя работа стала более сконцентрирована, ведь я постоянно спрашиваю себя:
- «Какие наиболее существенные знания и умения я стремлюсь преподать своим ученикам?»;
- «Как я могу выяснить, научились ли они этому?»;
- «Как я могу помочь им учиться лучше?»;
- «Что мне изменить в процессе обучения, в построении урока, в выборе применяемых методов и средств, чтобы обратная связь позволила повысить эффективность обучения?»;
- «Какие технологии следуют включить в образовательный процесс, а что исключить?».
Цель данного оценивания - улучшение качества обучения, а не обеспечение основания для выставления отметок. Это оценивание – продолжающийся процесс, который запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии. Используя широкий ассортимент простых техник, я получаю от учеников обратную связь относительно того, как они учатся и что мне необходимо изменить для повышения мотивации и качества обучения (техники, технологии, приемы, средства и методы обучения)
С целью включения каждого ученика в учебный процесс, я использую так же технику - ответ без поднятой руки. Ученик поднимает руку только тогда, когда у него есть вопрос к учителю. Исследования показывают, что само вовлечение в учебный процесс - очень важный фактор для формирования учебных результатов. Ведь все согласятся со мной, что мы чаще спрашиваем тех, кто тянет руку по тем или иным причинам. А те, кто руку не тянут руку, отвечают реже в классе и работают меньше. В результате чего постепенно накапливается разрыв между детьми, которые вовлечены в процесс и теми которые стараются «отсидеть» урок, не отвечая. Эти дети отвлекаются, не внимательны , думают о чем-то своем. Чтобы опрос происходил методом случайного выбора, я использую палочки, на которых написаны имена и фамилии учеников. На любом этапе урока, при возникновении спорной ситуации, вытаскивается палочка из стаканчика и, чьё имя на ней написано, отвечает на поставленный вопрос.
В современных школах существуют электронные устройства голосования, которые помогают включиться в учебный процесс. Но можно это сделать и с помощью цветных кружков. Проводя, таким образом, голосование на различных этапах урока, ученики становятся активными участниками учебной деятельности. Это позволяет уже на первом этапе урока включить каждого в процесс обучение. И хотя, на начальной стадии, это может быть спонтанно и бездумно, но, вторичный и последующий опрос концентрирует внимание, вовлекает в учебный процесс практические всех участников.
Для более эффективного использования формирующего оценивания, я применяю такую технику, как Недельные отчёты.
Недельные отчеты - это листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса:
- − Чему я научился за эту неделю?
- − Какие вопросы остались для меня неясными?
- − Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?
При работе с Недельными Отчётами, я разработала критерии их оценки. Чтобы оценить понимание, интересы и ожидания учеников, я анализирую уровни сложности их вопросов. Можно выделить, 4 таких уровня для вопросов второй и третей части:
− Вопросы, запрашивающие фактическую информацию, могут быть отнесены к «минимальному уровню» ("Что такое физический маятник?").
− Вопросы, запрашивающие сравнительную информацию, могут быть отнесены к «низкому уровню» ("Какая разница между простым маятником и физическим маятником?").
− Концептуальные вопросы и вопросы, касающиеся экспериментов, проделанных на предыдущих уроках, можно отнести к «моделирующему уровню» (« Как можно доказать, что период для простого маятника не зависит от амплитуды его отклонения?»).
− К «наивысшему уровню» можно отнести вопросы, требующие объяснений, которых не было раньше на уроках, и начинающиеся со слова «Почему?» ("Почему только сила, которая прямо пропорциональна отклонению, может обеспечить систему с простым гармоническим движением?»).
Недельные отчёты дают ученикам возможность отрефлектировать вновь приобретённые знания, задать вопросы о том, что им неясно.
Читая отчёты, я
- узнаю о концептуальных затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников.
- получаю полезную обратную связь и реорганизовываю содержание курса.
- проникаю в то, как ученик осознаёт собственную учебную деятельность.
В своей работе я использую следующие оценочные техники для формирующего оценивания:
- Мини (минутный) обзор. Его суть - в течение последних нескольких минут урока попросить учеников ответить на половинке листа бумаги на следующие вопросы: «Какой момент был наиболее важным в том, что сегодня изучал?» и « Какой момент остался наименее ясным?». Цель этой оценочной техники - получить данные о том, как ученики поняли то, что происходило в классе. Просмотрев эти ответы, я отмечаю наиболее полезные комментарии. На следующем уроке я комментирую те пункты , которые высветились в комментариях учеников.
- Направленная расшифровка. Ее суть – ученики пишут «перевод» с позиции неспециалиста (дают расшифровку) чего либо, что они только изучили, чтобы оценить свою способность к пониманию и переносу понятий. Цель этой оценочной техники – категоризировать ответы в соответствии с характеристиками, которые кажутся наиболее важными. Анализирую ответы как внутри одной категории, так и в разных, выявляю, таким образом, возникшие у них проблемы.
- Матрица запоминания. Ее суть – ученики заполняют клетки диаграммы, кластер или «карту ума», демонстрируя свою способность помнить и классифицировать ключевые понятия. Цель этой оценочной техники – определить количество правильных и неправильных ответов. Путем анализа ошибочных ответов, я пытаюсь выяснить причину допущенных неточностей.
- Карты приложения. Их суть – после преподавания важной теории прошу учеников написать хотя бы один вариант реального приложения того, что они только что изучили. Это делаю для того, чтобы выяснить насколько они способны к переносу знаний. Цель этой оценочной техники – конкретизировать изученный материал.
Для решения учебных и воспитательных задач мною был создан САЙТ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ abramova129.ucoz.com. Основная цель появления сайта – создание обратной связи между учителем и учеником. Разделы сайта позволяют ученикам подготовиться к уроку, выполнить тестовые задания, принять участие в обсуждении и решении проблемы, задать вопрос учителю, получить консультацию специалиста, а так же на форуме сайта пообщаться с одноклассниками, почитать рассказы из раздела «Физики шутят». На сайте находятся документы и материалы для подготовки к ГИА и ЕГЭ, домашние контрольные работы, перечень домашних экспериментальных заданий, материалы для подготовки к олимпиаде, конференции и результаты учебной деятельности учителя и учащихся.
Конечно же, на своих уроках я уделять внимание и здоровьесберегающим технологиям. Стараюсь чередовать различные виды учебной деятельности. Это способствует развитию мыслительных операций памяти, но и одновременно, отдыху ребят. Кроме этого, это снижает напряженность, утомляемость, потерю внимания. После письменной работы предлагаю минутку отдыха - зарядку для глаз и пальчиков рук. Регулирую и контролирую объем учебной нагрузки, рациональное распределение ее во времени, для этого применяю гибкие вариативные формы построения системы учебного процесса. Также одной из задач здоровьесберегающей деятельности я считаю создание благоприятного эмоционально-психологического климата на уроке, создание ситуации успеха и взаимного уважения, доверия.
Результативность методической системы:
- рост познавательного интереса учащихся к физике;
- положительная динамика роста уровня обученности по физике;
- рост мотивации учащихся учебной деятельности;
- рост числа учащихся, вовлеченных во внеурочную деятельность;
- рост прочных навыков проектно-исследовательской деятельности;
- развитие ключевых компетенций учащихся;
- осознание ценности творческого открытия;
- повышение уровня удовлетворенности учащихся и их родителей качеством образования обучающихся;
- ежегодное участие учащихся в научно-практических конференциях и конкурсах, олимпиадах, проектах по физике с высокими результатами;
- педагоги школы и других школ успешно осуществляют сотрудничество по реализации данного опыта на педагогических советах и семинарах, а также при посещении открытых уроков.
Распространение опыта, представление методической системы проводилось через:
- выступление на педагогических советах школы;
- открытые уроки для педагогов района, города;
- методические семинары в рамках РМО;
- областные и городские семинары учителей физики;
- выступление на заседании круглого стола Методического совета.
- выступление в МГУ (Москва) на семинаре учителей физики, организованном компанией «Роснефть»;
- публикации:
* Методические пособия: «Свойства твердых тел и жидкостей», Самара, СамГТУ, 2005г
* Методическое пособие: « Механика», тесты, СамГТУ , 2006г
* Сборник программ элективных курсов: Программа. Физика и экология. Самара, 2005.
* Публикация тезисов и методических материалов на сайтах: « 1 сентября.ру», RusEdu.ru (архив учебных программ и презентаций), Педагогическая планета, на личном сайте учителя физики Абрамовой М.В.
*Материалы областной научно-практической конференции «Педагог-исследователь». Тезисы. 2009г и 2013г.
О перспективности распространения опыта свидетельствует интерес, который проявляют к нему коллеги. Моя методическая система привлекла внимание и опытных и молодых учителей, которые начинают активно использовать элементы представленной технологии на своих уроках физики.
И в заключение, хочется вспомнить слова известного писателя А.Экзюпери: «Слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться». Поэтому считаю, что вся моя педагогическая деятельность как учителя должна быть направлена на то, чтобы пробудить в своих учениках желание учиться, познавать новое, саморазвиваться, самосовершенствоваться.
И конечно, прав Анатолий Грин (основатель и научный руководитель ЛОТ «Образование для Новой Эры») сказав, что «только наивные люди могут думать, что компьютеры и интерактивные доски сделают нашу систему образования передовой. Не доски делают образование Образованием, а реальные и актуальные знания и умения. Образование с большой буквы – стратегический ресурс страны, несоизмеримый с нефтью и газом. Дайте нашим детям хорошее образование – и через 20 лет, когда нефть и газ никому не будут нужны, они правильно ответят на вопрос «как быть»!
Методическая система учителя по формированию
комфортной образовательной среды с целью повышения мотивации учащихся,
испытывающих трудности, при изучении физики.
|